ТОП-5 ошибок преподавателей иностранных языков
Почему одни преподаватели получают только хорошие отзывы, а другие - либо плохие, либо никакие? К одним выстраивается очередь, а от других бегут после пары первых уроков?
Мы спросили наших преподавателей-методистов, какие наиболее частые ошибки совершают преподаватели иностранных языков, и вот что они нам ответили.
Ошибка №1. Слишком много исправлений
Ученика нужно исправлять, но не постоянно. В заданиях на точность и правильность речи это делать в любом случае нужно. Но если вам важнее снять языковой барьер, то стоит замолчать многие ошибки. Постоянные исправления вызывают страх ошибок, и обучение из игры может превратиться в серьезную и нудную рутину.
Другая крайность – когда исправлений почти нет. Ученики этого не любят, потому что не понимают, правильно говорят или нет. Исправление – важный отклик от преподавателя к ученику, которым не стоит пренебрегать.
Ошибка №2. Нарушение правила трех Т
Правило трех Т расшифровывается как “Teacher’s talking time” – время, которое говорит преподаватель. По правилам коммуникативной методики преподавания иностранных языков, соотношение количества времени говорения преподавателя ко времени, занятым разговором студента, должно быть не более 40% к 60%. То есть студент должен говорить больше, а желательно значительно больше, чем преподаватель.
Если же учитель демонстрирует уровень своих знаний и сам попрактикуется с благодарным слушателем, то он сразу ставит себя самого под луч прожектора, а ученик оказывается в тени. Так делать нельзя: практиковаться должен ученик!
Ошибка №3. Мало веселья
Если ученик ни разу не засмеялся за урок, дело плохо. Если он даже не улыбнулся ни разу - катастрофа! Настроение у всех бывает разным, но преподаватель не должен превращать занятие в час печали и меланхолии. Чем меньше шуток и веселья, тем медленней идет процесс.
Отдельным плюсом веселой атмосферы на занятиях можно отметить тот факт, что ученики перестают бояться делать ошибки. Это ведет к более свободной речи, большей расслабленности, а, значит, и к большему удовольствию, повышению мотивации и в итоге к лучшему результату.
Ошибка №4. Преподаватель не градирует язык
Градировать язык значит говорить на изучаемом языке так, чтобы ученику было понятно вне зависимости от его уровня. Например, если ученик находится на уровне Starter, неверно говорить с ним на Pre-Intermediate. Слишком сложная речь сбивает с толку. Как результат - у студента снижается мотивация и уверенность в себе.
В то же время не стоит делать свою речь совсем примитивной, иначе как студент будет учиться, если преподаватель говорит так же просто, как и он сам? Тут важно чувствовать золотую середину.
И уже совсем неправильно говорить упрощенно с теми, кому это давно не нужно. Тут, мне кажется, комментарии излишни.
Ошибка №5. Использование преимущественно одного учебника
Иногда преподаватель выбирает какой-либо один “любимый” учебник и ведет бОльшую часть своих студентов по нему. Или считает, что этот учебник - самый лучший и смысла искать и/или использовать другие нет.
Но на самом деле идеального учебника не существует - все ученики разные, и книгу надо подбирать отдельно для каждого из них. Преподаватель должен изучать новую литературу, искать новые учебники, потому что у каждого пособия есть свои сильные стороны: удачное объяснение грамматики, хорошие аудио- или видеозаписи, действительно интересные тексты и т. д. Иногда для составления одного урока нужно использовать несколько учебников.
Особенно если мы говорим о преподавании английского языка, то вряд ли возможно досконально изучить все изданные пособия, коих множество. Тем не менее не стоит выбирать один наиболее понравившийся и останавливаться на нем.
Если же мы говорим о преподавании других языков, то тут все значительно хуже. Хороших и качественных коммуникативных пособий, например, по испанскому или итальянскому языкам практически нет. В том или ином учебнике будут существенные минусы. Поэтому в этом плане тем более не стоит опираться на один пособие. Изучите как можно больше, определите сильные и слабые стороны в каждом и комбинируйте в соответствии с вашими целями.
И помните, что в преподавании, как и в любом другом деле, совершенству нет предела! Поэтому стоит внимательно следить за тем, что мы делаем, выявлять ошибки и корректировать их. Удачи!
Всегда Ваши,
Преподаватель-методист Юлия и Shko-la.ru
А какие ошибки в преподавании случалось наблюдать Вам? Оставляйте в комментариях своих ответы и мнения по поводу нашей статьи!
Если эта статья Вам понравилась, поделитесь ею с друзьями!
И подписывайтесь на нашу специальную рассылку для преподавателей. Для наших подписчиков у нас всегда есть что-то особенное :)